ГЛОНАСС и GPS

ГЛОНАСС и GPS

Как можно использовать ГЛОНАСС в повседневной жизни?

В настоящее время на рынке навигационных услуг преобладает американская GPS. Но в конце января 2015 года компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» получила финансирование на изготовление космических аппаратов «ГЛОНАСС-К», благодаря банку ВТБ. Это третье поколение российских навигационных спутников. С их помощью Россия намерена бороться на мировом рынке навигационных услуг. Известно что спутниковая навигация имеет военные корни , но вот зачем нам, обычным пользователям нужна вторая спутниковая навигация в смартфоне, компьютере? навигаторе? Зачем потребителю нужен ГЛОНАСС, если уже есть GPS?

 

1. ГЛОНАСС лучше работает в северных широтах

Спутники GPS запускают с наклонением около 55 градусов по отношению к экватору. То есть они не летают севернее (в южном полушарии — южнее) 55-й параллели. А это широта Москвы. Конечно, благодаря высоте полета (20 200 км) пользоваться услугами GPS можно и в Заполярье, все же чем дальше на север, тем ниже над горизонтом висят американские gps спутники и тем хуже условия приема их сигнала. Спутники ГЛОНАСС используются на орбите высотой 19 400 км и наклоном около 65 градусов, а потому залетают на юг и север дальше. Преимущества ГЛОНАСС хорошо оценили в Норвегии и Швеции, так как российская система на территории этих стран превосходит по точности и доступности американскую.

 

2. Точность навигации выше при совместном использовании ГЛОНАСС и GPS

sputniki

Точность ГЛОНАСС на сегодняшний день равна 2,8 м. GPS определяет местоположение со средней ошибкой 1,8 м. Но  точность навигационного устройства очень сильно зависит от расположения спутников в небе, которые находятся в постоянном движении. Поэтому допуск  в 1,8 м у GPS — усредненная цифра. Так как если спутники GPS в какой-то момент времени будут расположены не совсем удачно (в одну линию, например), то ошибка возрастет, и окажется, что в это же время ГЛОНАСС  будет точнее GPS. Поэтому средняя точность замера для навигаторов с двумя системами увеличивается до 1–1,5 м. Крупные производители бытовой электроники (такие как Apple, Nokia, Samsung, LG, Sony) уже оснащают свои устройства навигационными чипами с двумя системами, которые способны обрабатывать сигнал как GPS, так и ГЛОНАСС.
Какие же еще причины?

 

3. В экстремальных условиях одной системы может не хватить

Для измерений в навигации необходимо, чтобы в прямой видимости присутствовали минимум четыре спутника. На орбите Земли на сегодняшний день используется 30 спутников GPS и 24 ГЛОНАСС. Поэтому на равнинах, при хорошей погоде устройство без проблем видит 10–11 спутников GPS и 8–-9 ГЛОНАСС. Но в зоне высотной городской застройки, в лесу с густой листвой, в горах, или при грозовой погоде сектор резко сужается. И может оказаться, что в данный момент нужных четырех спутников GPS не видно. Вероятность же того, что в этот же момент не будет видно и четырех спутников ГЛОНАСС, гораздо меньше. Именно поэтому, к примеру, Федеральное агентство связи США решило использовать ГЛОНАСС вместе с GPS в службе спасения «911» для определения местоположения людей, позвонивших с просьбой о помощи.

«Если же автомобильный навигатор в вашей машине имеет двухсистемный чип, вероятность его «зависания» значительно уменьшается.»

В обычной жизни двухсистемный навигатор может выручить. Простой пример: наверняка каждому, кто пользуется автомобильной спутниковой навигацией, приходилось пропускать нужный поворот из-за того, что навигатор в машине «слишком долго думает». Причина задержки чаще всего связана с тем, что прибор в самый нужный момент «теряет» спутник по какой-либо причине. Если же автомобильный навигатор в вашей машине имеет двухсистемный чип, вероятность его «зависания» значительно уменьшается.

 

4. ГЛОНАСС и GPS будут совместимы

В настоящее время ведутся переговоры о введении международного стандарта спутниковой навигации. Именно этот стандарт будет использоваться в европейской  системе Galileo, а также в китайской, японской и индийской навигационных системах, над которыми ведется работа в настоящее время. После их внедрения, вашему навигационному устройству станет вообще безразлично, с какой системой работать: он будет «видеть» в небе сразу 30–40 навигационных спутников разной «национальности» и выбирать из них ту четверку, которая обеспечит лучшую точность. Дополнительным преимуществом такой системы будет устойчивость к политическим и техническим рискам, что позволит вводить управление по спутниковой навигации там, где от бесперебойности ее работы зависит жизнь людей: при управлении воздушным транспортом и движением поездов, в «беспилотных» автомобилях, которым не нужен водитель. Именно такой «общепринятый» сигнал будет излучать модернизированный «ГЛОНАСС-КМ», запуск которого планируется в ближайшие годы.

 

Для справки

Преимущества навигационных спутников третьего поколения «ГЛОНАСС-К»

  1. Гарантийный срок активного существования «Глонасс-К» увеличен до 10 лет против 7 лет у спутников «ГЛОНАСС-М» предыдущего поколения.
  2. «ГЛОНАСС-К» создан с использованием электроники только отечественного производства в отличие от «ГЛОНАСС-М», в котором применялись французские компоненты.
  3. «ГЛОНАСС-К» изготовлен на основе негерметичной платформы. То есть его электроника работает в условиях космического вакуума и не боится разгерметизации, что повышает надежность аппаратуры.
  4. Массу «ГЛОНАСС-К» удалось снизить до 935 кг вместо 1415 кг у старого «ГЛОНАСС-М». Поэтому запускать новый аппарат можно не тяжелым «Протоном», а с помощью гораздо более дешевой РН «Союз» среднего класса. Это снижает затраты на запуск в два раза.
  5. Мощность электропитания «ГЛОНАСС-К» за счет новых солнечных батарей с арсенид-галлиевыми преобразователями возросла с 1,4 до 1,6 кВт (площадь батарей при этом уменьшилась вдвое), что позволило разместить на том же спутнике аппаратуру международной службы спасения «Коспас-Сарсат», а в перспективе даст возможность подключения дополнительного оборудования, которое к 2020 году улучшит точность навигации до 1,6 м, а впоследствии — до 60 см.

 

По материалам http://vtbrussia.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *